Дом и сад

Керамика в ландшафте

Современная авторская керамика многолика и разнообразна. Каждый художник имеет свои эстетические идеалы и привязанности: кому-то ближе витиеватая пластика модерна, а кто-то явный конструктивист по натуре.
Анализируя спрос на керамические изделия, можно утверждать, что сегодня в садово-парковой керамике нельзя выделить какое-то преобладающее стилевое направление.

По-прежнему не исчезает желание заказчиков и художников следовать конкретному историческому стилю, будь то модерн, классицизм или конструктивизм. Другому не менее популярному течению в современной керамике дали в свое время название натур-стиль. Он может рассматриваться в двух направлениях. Одно из них — обращение взгляда художника на объекты живой природы, и тогда произведения напоминают камни, раковины, кораллы, цветы и деревья, цветовая гамма обретает естественный, близкий к природному характер. Лучшие из таких работ не просто копируют живую форму, а воссоздают некие абстрактные образы и вызывают у зрителя интересные ассоциации. Керамика такого типа будет выигрышно смотреться в саду пейзажного стиля.

Еще одним направлением натур-стиля можно считать имитацию в керамике иных материалов. Однако керамика — материал сам по себе благородный и самодостаточный, поэтому изделия «под дерево» или «под металл» вряд ли можно считать образцом хорошего вкуса. Не приемлем в декоративной скульптуре для сада и прямой натурализм. Изображение в керамике животного «совсем как живого» менее предпочтительно, чем декоративно решенное и обобщенное.

Так или иначе при использовании керамики архитектор и декоратор должны прежде всего решать проблему сочетания объекта и среды. Огромное значение будет иметь стиль, которым руководствовался архитектор при проектировании здания и ландшафта. Вряд ли будет уместна в саду даже весьма удачная работа хорошего художника, если его авторский стиль не сочетается со стилем дома и ландшафта. Хорошо разместить ее на газоне. Имеющий строгие, четкие границы или плавно изгибающийся среди деревьев и кустарников, он почти всегда будет идеальным фоном для такого объекта.

Устойчивость керамических красок к воздействию воды позволяет применять керамическую скульптуру или мозаику во всевозможных водных устройствах в саду: бассейнах, фонтанах и водопадах. Живописные свойства керамики дают архитектору еще одно средство обогащения композиции сада. Речь идет о керамических деталях, применяемых под водой. Художественный эффект при этом налицо, но, например, рельеф не будет виден под слоем воды на дне фонтана или водоема, а проблем с чисткой такого бассейна прибавится.

Керамические скульптуры-фонтаны вполне могут составить конкуренцию традиционным материалам — бронзе и камню.
Как бы ни были второстепенны и малы по размеру такие предметы, как кашпо или ваза, они становятся частью художественного ансамбля, вносят свою лепту в оформление архитектурного пространства. Отдельного внимания заслуживает такая разновидность садово-парковой керамики, как декоративная ваза. Изначально любая ваза являлась емкостью (для цветов, фруктов и т.д.), но постепенно сложился новый вид изделия — декоративная ваза, которая уже не требует, а порой и не допускает утилитарности. Какой же должна быть керамическая ваза для экстерьера? Прежде всего достаточно крупных размеров, чтобы не затеряться в пространстве ландшафта.

Крупная парковая ваза относится к архитектуре малых форм. Однако значительные размеры не делают такую вазу монументальной, она должна обладать отчетливо видимой пластикой, т.е. ведущим элементом композиции является форма, а не декор поверхности.
Большое значение имеет цвет творения — это может быть естественный цвет глины, лишь немного тронутой оксидами и солями металлов, и цветные ангобы (глины), и широко применяемые сейчас матовые глазури. То есть будущее расположение вазы или фигурки в саду влияет на выбираемое художником цветовое и пластическое решение. Кстати сказать, человеческий глаз оценивает расстояние до предмета по степени различимости деталей. Поэтому поверхность с хорошо видимыми крупными зернами фактуры будет казаться ближе, чем гладкая.

Использование малых керамических архитектурных форм дает дизайнеру массу возможностей. Главное помнить: цель — не просто украсить или превзойти природу, а органично слиться с ней, оттенив ее прелесть творением человеческих рук.

Related posts

Оазис счастья и покоя

admin

У зеркальной глади

admin

Сажаем крупномеры

admin

Оставить комментарий