Дизайн ландшафта

Партерный сад

Местность на юге Московской области, где на территории бывшей усадьбы расположен этот участок, впервые упоминается еще в летописях времен Ивана Грозного. Когда-то барин, решив построить усадьбу, долго искал место, отвечавшее его требованиям, и даже выписал из Германии агронома. Тот подошел к поставленной задаче с чисто немецкой педантичностью и вскоре нашел желаемое — живописное место в окружении вековых лесов и бескрайних полей.
Мощный «щит» из могучих деревьев защищал усадьбу от северных ветров. Время не пощадило трудов агронома, столько сделавшего для благоустройства этой земли. И теперь о его работе напоминают лишь строгие линии великолепных лип, образующих удивительные зеленые коридоры.
Нынешнему владельцу участка очень импонирует немецкий подход к созданию садов. Надо сказать, что наследие ему досталось непростое. Общая площадь этого владения — примерно 0,5 га. Живописный ландшафт не скрывал некоторого несовершенства территории — бросавшейся в глаза пустоты участка, который выглядел плоским на фоне окаймляющих его вековых деревьев. Этот момент, безусловно, следовало обыграть, скрасить, добавить «третье измерение». На решение этой задачи и были направлены основные усилия архитектора. Ведь в сложившейся ситуации важнее всего сохранить
фундаментальный «усадебный» дух, учитывая в то же время пожелания заказчика.
Исходя из всего этого было принято следующее решение: создать на плоском участке за домом партерный сад, образующий своеобразную «зеленую комнату». По желанию супруги хозяина проектом предусмотрен изысканный лабиринт из великолепных роз общей площадью около 500 м-. Следует отметить, что хорошая почва и удачный уклон участка, а также низко залегающие грунтовые воды позволили обойтись без проведения дренажных работ.
Фасад дома находится в тени старинных дубов, растущих близ границы участка. В этой части участка был создан теневыносливый газон, а оживить композицию позволили высаженные группы хвойных растений.
Величественному виду дубов вполне соответствуют мощные цепи, которые ограждают примыкающий к забору газон. О характере и истории нынешнего владельца дома многое могут рассказать гербы, изразцовые изображения которых вмонтированы в ограду усадьбы. Дугообразно изогнутую дорожку, ведущую к дому, встречает композиция из шпалер и пергол, формирующая своеобразную входную зону. Вьющиеся растения, оплетающие эти конструкции, образуют дополнительную зеленую ширму. Внутренний дворик перед входом в дом вымощен натуральной брусчаткой.
Другая важная задача, стоявшая перед архитектором, — обеспечить органичное соответствие вновь создаваемого ландшафта и уже существующей композиции строений, расположенных на участке (дом, гараж, баня с летней кухней, домик сторожа у въездных ворот).
Территория, непосредственно примыкающая к дому, плавно переходит в сад. Это достигается благодаря лужку с «рождественской» елью, цветниками и декоративным кустарником вдоль фасада здания, обращенного к саду. Красавица-ель, видная издалека, привлекает всеобщее внимание и в любое время
года является ярким акцентом этой части участка.

Регулярный партерный сад разбит на четыре части. В каждой из них ковер газона окаймлен стриженым кустарником, а в центре возвышаются классические вазоны. Сердцем всей этой композиции является восьмигранный пруд с фонтаном, обрамленный плитами натурального камня. А доминантой партерного сада по праву стала великолепная застекленная беседка. Она является своеобразным связующим звеном между ним и плодовым садом. О достоинствах беседки как архитектурной формы можно говорить очень долго. Однако основное ее предназначение — место отдыха в одном из уголков сада. Здесь можно собраться большой компанией или же уединиться, чтобы подумать и помечтать.
Дорожка с покрытием из речной гальки, ведущая к беседке, геометрически точно делит на части весь регулярный сад.
В правой части сада расположена романтическая арка со скамьей, откуда ясным летним вечером можно любоваться струями фонтана. Особое очарование этой композиции придает девичий виноград, его листья надежно укутывают арку, создавая атмосферу уюта. Вначале архитектор спроектировал единственную арку; предполагалось, что одна ее половина будет увита девичьим виноградом (его листья осенью приобретают великолепный бордовый оттенок), а другая — хмелем (она остается зеленой). В центре этой арки было решено разместить скульптуру. Однако в процессе работы пришло другое
решение — создать две «зеркальные» арочные конструкции, расположенные друг напротив друга.
В итоге одна композиция стала романтической. Она является удачной точкой обзора «зеленой комнаты» (партерного сада), причем как изнутри, так и со стороны дома. Зеркальная же композиция, в арке которой возвышается изысканная скульптура, — это своеобразный символ парадного и классического начала.
Таким образом, в партерном саду, имеющем строгие геометрические очертания, выделяются следующие самостоятельные фрагменты: пруд с фонтаном, беседка и две арочные композиции — романтическая (со скамьей) и классическая (со статуей). Деревянные шпалеры, окружающие регулярный сад, «окутывают» его зеленым покрывалом лиан.
Дорожки в саду выложены натуральной брусчаткой. Территория плодового сада, где растут яблони, вишни, сливы, выполняет роль своеобразной ширмы, скрывающей партерный сад и великолепные «комнаты роз». По замыслу архитектора этот розарий призван стать рукотворной диковинкой сада, царством удивительных ароматов. Специалист-агроном вместе с хозяйкой дома провел огромную работу по благоустройству этой территории. Ведь именно здесь, как никаком другом месте сада, необходимо было особенно тщательно подобрать растения, соответствующие вкусу и предпочтениям заказчика. «Комнаты» сформированы разными видами роз — полиантовыми, кустовыми, плетистыми; очень разнообразна их окраска—от нежно-белой до пурпурно-красной.
Совершенно особым образом решена в этом саду проблема освещения. Архитектор принципиально отказался от светильников вдоль дорожек и сделал акцент на ключевых элементах сада (пруд, беседка, арочные композиции). Это делает сад привлекательным в любое время суток.
Еще одно оригинальное решение — садовые светильники, выполненные в виде небольших витражей на высоких кованых подставках. За витражным стеклом находится свеча. Такая конструкция позволяет переносить светильники в любой уголок сада; они столь элегантны, что ими можно любоваться и в доме.
Все разноплановые работы, проведенные в саду, позволили решить основную задачу архитектора — придать изначально плоскому участку «третье измерение», сделать площадку перед домом, которой гак недостает высоты, зрительно более высокой. А сочетание строгой геометрии линий с плавными полукружиями дорожек, арок, шпалер и пергол формирует неповторимый облик этого сдержанно-романтичного сада.

Related posts

Сад на террасе

admin

Новый старый сад

admin

Как сделать калитку в заборе

admin

Оставить комментарий