Новым хозяевам замок достался сильно обветшавшим: стены местами превратились в руины, а сад зарос. Но владельцев это не остановило, ведь желание обосноваться в Англии стало для них куда важнее трат на ремонт будущего родового гнезда. Имя семьи Астор в то время гремело по миру не случайно, ведь капитал этой семьи исчислялся миллионами долларов!
Йохан Якоб Астор, дед будущего владельца замка Хевер, в конце XVIII века эмигрировал в Америку из небольшого немецкого городка Нейдельберг. Он основал в Америке компанию по торговле мехами, и дела его пошли весьма успешно. К середине 1800-х годов Йохан владел огромной компанией и торговал мануфактурой, чаем и мехами в Америке и Европе. В год своей кончины он был самым богатым человеком в Штатах. Чем не сюжет в духе «из грязи в князи»!
Дети и внуки Йохана Астора унаследовали его огромное состояние, везение в делах и завидное положение в обществе. Необходимости добывать хлеб насущный не было, и наследники могли позволить себе совершать импульсивные, весьма дорогостоящие поступки.
Так, старший внук Йохана — Вильям Валдорф Астор – стал послом Америки в Италии и столь сильно полюбил европейскую жизнь, что объявил: для него как истинного джентльмена Америка более не является подходящим местом для жизни.
Новой, более соответствующей запросам нувориша страной стала Англия. С огромным состоянием в сто миллионов долларов (в наше время, чтобы представить себе, что означала тогда эта цифра, ее нужно удесятерить) Вильям Астор переехал на Альбион в 1890 г. и полностью погрузился в «настоящую жизнь джентльмена».
Для начала он купил у герцога Вестминстерского огромное поместье Кливден с Итальянским дворцом (кстати, сегодняшний его владелец — Билл Гейтс, глава «Майкрософт»), а в 1901 г. — замок Хевер.
В замке Вильям Астор провел грандиозную реконструкцию — с размахом, соответствующим его деньгам и амбициям.
Окружавший замок сад восстановили, сохранив историческую часть поместья неприкосновенной, а неподалеку начали возводить Новый сад. Живя в Италии, Вильям Астор собрал большую коллекцию античной итальянской скульптуры, и поэтому сад решили спроектировать именно в итальянском стиле, чтобы разместить под открытым небом собрание хозяина. Несколько сотен рабочих трудились более двух лет, полностью видоизменяя прилегающую к замку территорию.
От ворот извилистая дорожка приводила к небольшому пруду в форме полумесяца, украшенному римской скульптурой Венеры, за которой скрывался вход в Итальянский сад. Второго такого в мире не было!
Сад, который протянулся на 200 метров, полностью окружили стенами из местного камня, чтобы создать таким образом особый, более теплый микроклимат.
Каменные и зеленые стены разделили его на несколько огромных партеров и маленьких садовых комнат.
Сквозь весь сад тянулась пергола, скрытая лианами. На ее создание Вильяма Астора вдохновила Аллея Ста Фонтанов на вилле д’Эсте под Римом. Игра света и тени при каждом шаге сменяла здесь настроение идущего и приносила новые неожиданные впечатления.
С одной стороны открытые пространства идеальных зеленых партеров сменялись рядами античных ваз, обломками колонн, статуями богов, саркофагами, урнами и капителями. С другой же стороны в полумраке и тени, журча, струилась вода сквозь искусно сложенные руины, будто сохранившиеся со времен античности. Камни заросли мхом, местами виднелись обломки резьбы, а между камней буйствовали папоротники, хосты, астильбы и волжанки — так, как будто саду уже не одна тысяча лет.
Стена сада, в духе развалин Помпеи, была украшена античными мраморными артефактами, многим из которых более двух тысяч лет. Статуи, бюсты, вазы были выставлены под открытым небом, как в лучшем музее. Для каждого предмета были созданы мизансцена и красивое обрамление. К тому же в этом музее обломки истории сосуществовали вместе с растениями. В античной амфоре цвела белая лаванда, а резные колонны были плотно увиты плющом. И трудно сказать, что больше радовало глаз!
В конце сада, увитая нежно сиреневыми розами сорта ‘Anne Boleyn’, расположилась классическая лоджия с полукруглыми лестницами, сбегающими прямо к огромному озеру. Нижнюю террасу у воды украсили фонтаном с мраморными скульптурами — не хуже, чем фонтан Треви в Риме. Терраса стала местом отдыха у воды, здесь проводились концерты и устраивались театральные постановки.
В этом саду Вильям Астор соединил свои главные увлечения жизни – страсть к коллекционированию и садоводству. И теперь поместье стало идеальным местом для жизни «новых королей» — членов семьи Асторов!
Сегодня сад открыт для публики. Он радует посетителей прекрасно восстановленным замком с садом времен Тюдоров и необычайным новым садом «эпохи Асторов».
И, по правде говоря, для нас самое важное в этой истории то, что в наши дни нашлись люди, которые, преклоняясь перед прошлым, сумели создать не менее интересное настоящее.
предыдущая статья
следующая статья