Новости

Модерн в русской архитектуре

Модерн («новый»), родившись в самом конце 1880-х годов в Англии, пришел в Россию около столетия назад. Порождение индустриальной революции и романтических утопий, он призван был создать новое, цельное жизненное пространство для нового человека в новое время. Модерн — первый стиль, выразившийся не только в живописи и архитектуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. Стремясь создать единое произведение, мастера модерна не только проектировали здание, но и полностью оформляли интерьер, придумывали все до мельчайших деталей, что позволяет считать модерн прародителем дизайна.


Художники и архитекторы модерна черпали вдохновение в природном мире, лишь он был способен наделить их творения необычайной органичностью, гармонией и разнообразием. Цветы, стебли и листья благодаря своим изогнутым силуэтам служили отличным материалом для творческих фантазий.
Модерн предполагает мягкие, гибкие линии, текучие формы, особую блеклую цветовую гамму. Орнамент, одно из основных его выразительных средств, собирает отдельные элементы воедино, не только украшает, но и формирует композиционную структуру.


Здания модерна построены как будто изнутри наружу, то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов несимметричны, они поражают богатством скошенных, округленных форм (эркеры, балконы, большие окна различной конфигурации, декор входных дверей и т. д.). Активно используются панно, мозаики, витражи цветного стекла, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, замысловато-изысканные металлические детали. Такое декоративное многообразие достигалось благодаря сочетанию таких материалов, как дерево, камень, металл, стекло.


Русский модерн — явление неоднозначное, условно его можно разделить на два течения: неорусский стиль и русский модерн как продолжение и развитие европейского «нового стиля». Оба эти направления во многом были подготовлены национально-романтическими исканиями художников. Духовным центром модернизма в последней четверти XIX века стал знаменитый кружок Саввы Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Здесь работали В. Васнецов, М. Врубель, В. Поленов, Е. Поленова.


Москва всегда была сердцем национальной культуры, поэтому неудивительно, что новый национальный стиль появился именно здесь. Для этого стиля характерны мотивы народных сказок (камин «Микула Селянинович и Вольга» М. Врубеля), национальные декоративные элементы, обилие резьбы по дереву. Предопределили развитие неорусского стиля архитектурные работы Васнецова.


Кроме последователей Васнецова, были архитекторы, которые пошли по стопам западноевропейских мастеров, причем эти влияния не были однородными. Так, ранний русский модерн демонстрировал влияние франко-бельгийской и австрийской школ, позже (около 1905 года) популярным стал немецкий вариант стиля, а к концу 1900-х проснулся интерес к англо-шотландской и скандинавской архитектурным школам.

Related posts

Возведение фундамента

admin

Популярный вид жилой недвижимости

admin

Сейф в доме

admin

Оставить комментарий