Интерьер

Сложное в простом

С простотой все понятно. Любовь к минимализму не покидает нас в эпоху перепроизводства вещей. Минимализм — лекарство от хронической усталости от изобилия, которое дизайн прописывает нам последние полвека. В оформлении окна он тяготеет к простым однослойным шторам, часто полупрозрачным, иногда — с прорезным геометрическим рисунком (чтобы вожделенной пустоты было еще больше). Сразу напрашивается вариант, когда шторы висят в два слоя и рисунок заднего полотнища работает на просвет переднего. Это, строго говоря, уже не ортодоксальный минимализм, а уступка буржуазному вкусу, но смотрится выигрышно. Самый честный и бескомпромиссный вариант — шторы из тонкого серого льна (почему льна, а не ситца? Потому что любой дизайнерский интерьер в отечественных условиях так или иначе маркирует материальный достаток, и российскому минимализму быть дешевым «неприлично»).

Крепеж — потайной карниз, спрятанный за подвесным потолком или встроенный в стену. Открытый карниз с петлями — это тоже лишний предмет, что в минимализме нежелательно. Тогда где же здесь место сложности? На самом деле, мода на определенного вида сложность тоже возникает как ответ перепроизводству, а именно — безликой машинной штамповке миллионов копий. Пресытившись ею, мы начинаем искать уникальность и «неповторимость». И находим их, как ни странно, в сложных декоративных техниках, порожденных доиндустриальной эпохой. Аппликация, вышивка, прорезной рисунок, пэчворк, сложные тканые орнаменты — все это переживает сейчас очередной бум.

Разумеется, выполняются «бабушкины» приемы силами того же высокотехнологичного машинного производства, но ведь мы живем в мире символов, и символ «сложной ручной работы» в данном случае не менее ценен, чем она сама как таковая. Впрочем, до известной степени уникальность такой вещи действительно обеспечивается. Например, выпустить английскую декоративную вышивку Викторианской эпохи в миллионах экземпляров не получится хотя бы потому, что даже машинное воспроизводство такого рисунка обойдется недешево и возможности спроса сами откорректируют тираж. Вот почему обычно речь идет об «элитной ограниченнои серии», что вполне удовлетворяет любителей «уникальности». Изготовление клетчатого полотна, где в качестве пересекающихся полосок выступает нашитая тесьма, в любом случае дольше и дороже, чем ткани с набивной или тканой клеткой. Или, например, шторная ткань из прозрачного шифона, где вдоль нижнего края расположены вшитые круглые виньетки в виде объемных роз, — по сложности работы это почти сопоставимо с хендмейдом.

Самое трудное в искусстве дизайнера — органично вписать сложность в простоту. Формула здесь, как правило, типовая: сложная фактура плюс простой крой. Сложная вышивка или аппликация — и простые однослойные портьеры. Например, ткань в объемную клетку может быть представлена в виде строгих прямоугольных полотнищ, помимо которых в нише окна нет ничего. Изюминка рисунка будет заметна лишь при близком рассмотрении. Похожий пример: однотонные шелковые шторы на деле могут оказаться сложной вышивкой.

Кстати, насчет требования простого кроя мы тоже поторопились. Он может быть и формально сложным, но при условии, что общее впечатление от формы остается простым и лаконичным. Например, те же однослойные портьеры могут быть сшиты из асимметрично раскроенных кусков. При этом полотнищам даже не обязательно иметь ровные края, а кускам — изготавливаться из одного сорта ткани.

Например, вот такой образец минималистского панка: куски джинсы, белых кружев, льна в горошек и художественных пустот, скрепленные намеренно грубыми швами, а кое-где — и вовсе прихваченные тесемкой. Штора, сплетенная из металлической или соломенной сетки, — это тоже простота, только нескучная. Экстравагантные дизайнеры вплетают в шторы-сетки разнообразные предметы, от морских раковин и бусин, «запутавшихся» в неводе, до кусочков зеркала и сухих цветов. Как один из необычных вариантов можно упомянуть шторы из двухслойной органзы, простроченной так, что внутри образуются кармашки. В некоторые из них вложены сюрпризы — цветные стеклышки, окрашивающие потоки солнечного света из окна, или имитации засушенных растений из гербария. Единственное, что остается излишне сложным, так это чистка таких тканей.

Related posts

Глубокие корни

admin

Беседы о материи

admin

Профессиональная солидарность

admin

Оставить комментарий