Экология всегда незримо стоит за спиной каждого архитектора, в первую очередь ландшафтного.
Понятие «ландшафтная архитектура» объяснено многократно и по-разному. Однако все объяснения объединяет мысль, что это понятие всегда связано с активным вмешательством человека в окружающую среду, с его отношением к природным ландшафтам.
К сожалению, в экологическом плане очень часто, гораздо чаще, чем нужно, страдает природа. В данном случае имеются в виду природные ландшафты. Примеры их разрушения бесчисленны. Срыт до основания Царев курган в Жигулях, уничтожена Поклонная гора в Москве, кончает свое существование Аральское море и т. д. Человек то воюет с Природой, то «покоряет» ее, то подчиняет своим сиюминутным надобностям. По счастью, не всегда и не везде.
В этой статье приводятся примеры того, как люди взаимодействуют с природой, то подчеркивая ее феномены, то используя ее особенности для выявления своих эстетических идеалов. Речь пойдет о далекой тропической стране Мьянма (раньше Бирма) и о некоторых ее памятниках, почти не известных окружающему миру. Буддийское мировоззрение тесно переплелось здесь с анимистическими верованиями, с особым отношением к природе как к среде, пронизанной непознанной и таинственной жизнью, к которой надо относиться бережно и продуманно.
Примечательные места – вершины заметных холмов, необычные изгибы рек, источники, просто красивые пейзажи – здесь издавна отмечают постройкой небольшого храма или ступы*, сооружением зэята – крыши на столбах для защиты от солнца и дождя. Аналогичные вещи можно встретить и в других странах, но в Мьянме они часто приобретают незаурядные эстетические качества и становятся подлинными произведениями ландшафтного зодчества.
В центральной части страны находится известная всем мьянманцам гора Поупа. Видимый за десятки километров конус этого потухшего сотни тысяч лет назад вулкана всегда покрыт легкой шапочкой облаков. Поупа – мифическое место пребывания хранителя страны, кузнеца Махагири, и его прекрасной сестры. На склоне горы находится удивительный каменный «палец», скала с почти вертикальными стенами, более чем стометровой высоты. Легкие прикосновения человеческих рук превратили эту скалу, а с ней и всю Поупу, в любопытную композицию, где природная красота дополнена человеком. Вершина «пальца» увенчана, как короной, небольшим монастырем с золотыми точками небольших ступ. Масштаб композиции подчеркнут обвивающей скалу лестницей, ведущей к монастырю. По мере приближения к горе «палец» растет в размерах, раскрывая все новые детали и структуру своей композиции. Подъем по крутой лестнице, местами подвешенной к скале, приводит на ее вершину, на видовую платформу, откуда раскрываются красивые дали окружных холмов и рощ.
Уникальный природно-архитектурный памятник находится в Южной Мьянме в отрогах Шанского нагорья, в месте, называемом Чайтио. Здесь в незапамятные времена завис на склоне горы огромный валун. Он стоит, как на постаменте, на другом камне и слегка качается на нем. Раскачивая валун, можно даже продернуть под ним веревку. Никто не знает, когда на валуне построили небольшую ступу. Потом ее вместе с валуном вызолотили. Эта качающаяся на камне ступа стала одной из самых известных достопримечательностей Мьянмы. Долгий путь по горной тропе приводит к открывающейся внизу долине, на склоне которой виднеется странное золотое сооружение. Еще через несколько сот метров валун и ступа становятся видимыми во всех деталях. Их изящная композиция вызывает неизменное чувство эстетической радости.
Мастерство превращения природных феноменов в памятники ландшафтной архитектуры проявилось и в других местах Мьянмы. Бережное, с оттенком религиозности, отношение к красивым местам вообще свойственно людям этой страны. И это качество проявилось еще в одном необычном виде творчества – сооружении гигантских статуй Будды.
Скульптурами в полном смысле слова их назвать трудно. Это монументальные сооружения из кирпича и штукатурки с раскраской и позолотой. Изображения лежащего Будды достигают 40–50 метров в длину и 12–15 метров в высоту. Некогда их сооружали просто под открытым небом. Только в этом веке над ними стали возводить крыши, подобные дебаркадерам крупных вокзалов. Две самые древние статуи лежащего Будды находятся в городе Баго (бывший Пегу). Шветальяун («Золотая статуя лежащего Будды») был построен, по-видимому, около VIII века. Его нашли при строительстве железной дороги на рубеже нашего века, отреставрировали и накрыли крышей. При этом было утрачено уникальное эмоционально-эстетическое качество статуи: эффект видения гигантского человека, прилегшего отдохнуть на лоне природы в окружении немасштабно малых деревьев.
Несомненно, этот эстетический эффект имел и религиозную подоснову, выраженную хотя и несколько примитивно, но достаточно сильно: стремление показать ничтожество простого смертного перед огромностью величия божества. Этот эффект, особенно увиденный впервые, производит незабываемое впечатление.
Вдалеке, в поле лежал огромный человек в оранжевой одежде. Пара деревьев рядом с ним казались маленькими кустиками. Это был Сейнтальяун – «Бриллиантовая статуя лежащего Будды», сооруженный около XIV века. Его только что покрасили, и контраст с окружающей зеленью был еще ярким. Впечатление сюрреалистичности ситуации не проходило, хотя все было до предела просто и понятно. Только потом, приезжая еще и еще, я привык к этой странной картине, и она нравилась мне все больше и больше. К сожалению, крышу построили и над Сейнтальяуном. Недавно я опять проезжал через Баго, но в этот раз не свернул к нему: не хотелось разрушать прочно отпечатанный в памяти образ.
Гиганты под открытым небом появлялись во многих местах. Большинство из них пришло в ветхость, они оплыли, превратились просто в холмы земли, смешанной с кирпичом. Но кое-где они сохранились, их отремонтировали, покрыли крышами. Таков Чайпун («Четыре будды») XV века в Баго. Таков огромный сидящий Тэдаджи в г. Пьи, которого мне удалось увидеть еще до возведения над ним крыши.
Традиции возведения гигантских скульптур сохранились до наших дней. Правда, строят их редко, главным образом на месте существовавших раньше. В 1980-х годах заново отстроили семидесятиметрового Будду Чаутоджи в Янгоне. На месте оплывшего холма со следами скульптуры возвели из кирпича и железобетона огромную реалистическую скульптуру лежащего человека и накрыли ее дебаркадером, не уступающим по размерам хорошему железнодорожному вокзалу.