Дизайн ландшафта

Несерьезный дизайн

Смешно, но справедливо. В самом деле, основная особенность, объединяющая все наиболее «шедевральные» творения в этом жанре, — это то, что подобный дизайн не требует от владельца сада ни денежных вливаний, ни приглашения специалиста. Для создания интересных, необычных, изящных и поднимающих настроение композиций используются самые что ни на есть бытовые и обиходные предметы, часто уже утратившие товарный вид и, что называется, потребительские свойства, и оттого при традиционном к ним подходе являющиеся прямыми кандидатами на помойку. Словом, вещи с чердака и из сарая. Попросту говоря, хлам.
Кстати, «хлам» по латыни будет frivolum. В английском же языке прямого аналога нашему слову «хлам» нет: ведь, согласитесь, хлам — это совсем не то же, что мусор. Зато есть прилагательное «frivolous», которое очень близко по смыслу обсуждаемому понятию, ибо обозначает предмет несерьезный, легкомысленный, поверхностный, а также — неважный, пустяковый. Поэтому я обязательно выдвинула бы в качестве искомого термина выражение «фривольный дизайн», если бы только слово «фривольный» не употреблялось в нашем языке с ярко выраженным отрицательным оттенком. Поэтому назовем это искусство просто — «несерьезный дизайн».
Итак, к делу. Подумаем над тем, что же способствует превращению «хлама» в художественный объект?
Ведь, в сущности, пыльный предмет «с чердака», вовлеченный в сферу внимания ландшафтного дизайнера, продолжает оставаться самим собой.
Старая тачка, прохудившаяся лейка или начавшее ржаветь цинковое ведро… Они точно такие же, как те, что были вами недавно отправлены твердой рукой на свалку, а посмотрите, как они интересно выглядят.
Но! Только если они умело встроены в ландшафтную композицию. (Ведь, согласитесь, если насыпать в прохудившийся таз земли и посадить туда цветы, не факт, что этого будет достаточно, чтобы бывший кандидат в утильсырье стал выглядеть произведением искусства!)
Попробуем разработать идеологию «художественного захламления территории», которая зафиксирует основные методы работы «несерьезного дизайнера».
Любая старая вещь, или даже не вещь -коряга, деревянный чурбан, ржавая железяка неизвестного назначения — совершенно иначе воспринимается в «гламурном» окружении. Поместите ее на изящный постамент посредине аккуратно подстриженной лужайки, и она, как по мановению волшебной палочки, превратится в художественный объект, заслуживающий внимания, а то и подражания. Здесь используется некий закон восприятия, на эксплуатации которого процветает множество современных художников: такие моменты (в сущности, не имеющие никакого отношения к художественным достоинствам произведения), как дорогая рама, выставка в престижном месте, высокая цена на картину – совершенно меняют к ней отношение зрителя. Раз картина находится в таком окружении и на нее такая высокая цена, значит, в ней определенно что-то есть!
Хотя, конечно, дело не только в психологии. Когда мы извлекаем старый предмет из кучи ему подобных и обеспечиваем ему достойный фон и простор для его обозрения, он как будто благодарно отвечает нам на такую заботу, проявляя скрытую в себе красоту.
Сюда же можно отнести и обратное явление, когда старая вещь, наоборот, наполняется новым, «гламурным» содержанием. Тут уже дорогое наполнение привлекает внимание к объекту.
Раз в эту старую бутылку поставили изысканный цветок и украсили ею изящно накрытый стол — значит, это уже не просто бутылка!
Ну и, конечно, залог «гламура» — идеальная чистота. Когда полезная в хозяйстве вещь переводится в разряд «хлама», то ее небрежно бросают в каком-то дальнем углу, где та обрастает пылью, паутиной… Если же, напротив, какую-нибудь треснувшую глиняную миску или чудом уцелевшую на чердаке молочную бутылку отмыть до блеска и поставить хоть бы и просто на крылечко — она мгновеннообретет новые эстетические качества, о которых вы и не подозревали.

Related posts

О красоте и рационализме

admin

Сад на опушке леса

admin

Редкие тенелюбы

admin

Оставить комментарий