Стройматериалы

Дерево в строительстве

Испокон веков дерево служит излюбленным материалом для строительства. Но если наши предки очень ценили его за дешевизну и легкодоступность, то сейчас в нем увидели иные преимущества, в первую очередь экологичность. Дерево просто обязано вернуться в нашу жизнь. И современные заказчики вольны выбирать для себя жилища, опираясь на богатейшее наследие прошлых эпох.
Непременной частью избы была кирпичная печь с лежанкой в углу, вдоль стен шли длинные лавки.
Такая устойчивость старинных форм имела свои объяснения. Как писал известный историк и знаток старины Иван Забелин, «по понятиям древности основная красота здания заключается в покрытии, в его кровле». Все эти части дома, отличавшиеся наибольшей замысловатостью, сооружались без единого гвоздя, только плотницким инструментом, только благодаря великолепному знанию мастерами всех свойств древесины.
В крестьянской рубленой избе И. Забелин видел первоэлемент русского зодчества. Бревенчатая клеть являлась основой и дома крестьянина,а также боярских хором.
Избы простых людей нередко ставились пяти- и шестистенными, расширялись путем устройства светелок, кладовок, горниц. Люди побогаче жили в усадьбах, обнесенных высоким забором. Их хоромы состояли из трех бревенчатых клетей. В средней клети были сени, а две другие отводились под теплое жилое и холодное — парадное или хозяйственное — помещения. В таких деревянных хоромах жили даже цари. Замечательную особенность этим строениям придавало то, что строились они не по заранее задуманному плану, а «по мере надобности» — так, как, развиваясь, растет живой организм.
Красота такого дома крылась не в симметричности частей, не в соответствии друг другу, а в своеобразии. Шедевром деревянной архитектуры стал дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, срубленный в 1667—1668 годах и простоявший более столетия. Его называли «восьмым чудом света» за изобретательность и фантазию, с которой работали русские зодчие.
Искусно построенный дом из дерева был красив сам по себе — мощной фактурой древесины, органическим соотношением частей, но особую нарядность придавали ему многочисленные декоративные детали, в изобилии украшавшие его фасад. Традиционные приемы художественной обработки дерена передавались по наследству, следующие поколения мастеров-плотников осваивали новые формы, так что арсенал декоративных приемов множился, сохраняя вес богатство изначальных мотивов и форм. Они, как правило, располагались на постоянных местах фасада дома — деревянных кронштейнах, брусках-связках, причелинах (резных досках на фасаде, защищавших от влаги торцы бревен верхней части сруба), полотенцах, наличниках, балконах, крыльцах или воротах.
Увлечение народными традициями в середине XIX века, тяготение к национальным и народным корням отечественной культуры привели к зарождению особого стиля в архитектуре, названного русским. Знаменитый художественный критик XIX века В. Стасов писал: «В созданиях из коренного народного русского материала — дерева лежит главная историческая заслуга новой русской архитектуры». Народное зодчество признавалось им за «главную созидающую силу», где все оригинально, своеобразно, самобытно. Первые памятники «новой архитектуры» были деревянными особняками, они после сами становились отличным источником декоративных форм для переноса их в камень.
Самые известные деревянные дома в Москве — «Погодинская изба» и дом Васнецова — заслуживают отдельного разговора. Оба они строились по особому заказу для людей увлеченных, творческих, и воплотили столичные представления XIX века о русском национальном жилище. И тот, и другой были искусно стилизованы под народный дом, насыщены декоративными деталями, зачастую извлеченными из самых разных жанров народного творчества.
Последним опытом массовой городской деревянной застройки стал поселок кооператива «Сокол». Его проект 1923 года предполагал возведение кварталов города-сада, с крупными земельными участками под особняки. По сей день существуют деревянные избы-коттеджи на улицах Левитана и Врубеля, напоминая о несбывшихся планах возрождения усадебного быта в самом начале советской эпохи.
В наше время вновь должны быть востребованы лучшие традиции национального зодчества, как это уже было в середине XIX века. Возвращение в архитектуру деревянного сруба-клети теперь не только символично, но и отвечает современным представлениям об экологически наиболее комфортном для человека жилище.

Related posts

Какой тип покрытия подойдет для вашего пола

admin

Выбираем краску для бетонного пола

admin

Поликарбонат в строительстве

admin

Оставить комментарий