Дизайн ландшафта

Американские принципы дизайна

Один из первых американских ботаников – Джон Бартрэм (1699-1777) из Филадельфии сотрудничал с владельцем одного из крупнейших лондонских питомников Питером Коллинсоном, вместе с которым они ввели в английский садовый оборот более ста новых видов растений. В ответ в Америку из Британии поставлялись луковичные, изобилием которых, кстати, окрестности Филадельфии славятся и по сей день, а также прочие травянистые растения, деревья и кустарники.
Итак, сады первых поколений колонистов (будучи, как правило, беднее европейских) планировались в соответствии с традиционными принципами дизайна, принятыми на их исторической родине, и в них всегда высаживались европейские растения. За исправление ситуации взялся первый президент США Джордж Вашингтон (1732-1799), чья инициатива была поддержана и третьим президентом, Томасом Джефферсоном (1743- 1826). Они задумали сплотить разрозненных, говорящих на разных языках граждан своей страны в единую нацию и сделать ее богаче культурно и материально. Они были абсолютно уверены: для этого необходимо выработать национальный стиль садового строительства.
Личные президентские поместья — Маунт Верной, принадлежавший Вашингтону, и Монтичелло, собственность Джефферсона, — стали полигоном для экспериментов по созданию национального стиля в ландшафтном дизайне. Оба политика немало времени уделяли коллекционированию и интродукции в культуру местных американских растений, а также разработке новых прогрессивных методов ведения сельского хозяйства. (Очень важным историческим событием для развития садового искусства оказалась покупка Джефферсоном — как президентом США — штата Луизиана, заметно увеличившая площадь государства, а значит, и территорию для ботанических изысканий.) Джефферсон, кроме того, совершил путешествие по знаменитым садам Англии и стал настоящим профессионалом, планируя сады в усадьбах своих знакомых.
Тут очень кстати пришлась мода на американские растения, распространившаяся по всей Европе и особенно в Англии, которая во второй половине XVIII века была неоспоримым лидером в ландшафтном искусстве. Тогда же английский стиль распространился по всей Европе, и его заимствование казалось уже не уступкой очередному иностранному влиянию, а внедрением наиболее прогрессивного метода садоводства. Вот почему американский сад в представлении Вашингтона и Джефферсона так похож на классический английский: в плане он имел традиционную регулярную композицию, допускавшую использование свободных пейзажных элементов. Большинство растений были коренными американскими.
Развить теорию американского стиля садоводства было суждено Эндрю Джексону Даунингу (1815-1852), автору первого американского трактата по теории ландшафтного дизайна — «Теория и практика пейзажного садостроения» (1841). Будучи сыном владельца садового питомника, Даунинг с детства был в курсе событий, происходивших в мире садоводства. К тому моменту, когда он стал хозяином собственного дома, Даунинг был уже знаком со всеми значительными английскими книгами по устройству садов, из которых особое впечатление на него произвели работы Дж. К. Лаудона. Последний навсегда остался для Даунинга арбитром вкуса, хотя со временем он и осознал, что идеи, разработанные для Англии, далеко не всегда хороши для условий США. Будучи сторонником пейзажного метода, Даунинг черпал вдохновение в родной американской природе и нередко зарисовывал с натуры понравившиеся ему пейзажи, чтобы потом использовать их в своей практике. Так возникали в его садах покрытые изумрудной травой невысокие холмы, благородные группы раскидистых деревьев, между которыми свешивали свои ветви растения с плакучими кронами, или небо, отражающееся в лесном озере, берега которого покрыты цветами и кустарниками. Тем, кто хотел более ярких сцен, он предлагал узкие лесистые долины и романтические поляны, оживленные уходящими в небо лиственницами и соснами, неровные стволы которых привлекали внимание. Вода здесь каскадами падала вниз по скалам или журчала в ручейке, заставляющем работать старую водяную мельницу (этот стиль, широко известный как «живописный», в классификации Даунинга получил название «прекрасного»).

Related posts

Осенняя палитра

admin

Участок для семьи из нескольких поколений

admin

На родине Наполеона

admin

Оставить комментарий